Сайт учителя
Вторник, 04.08.2020, 22:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
            
Главная Методическая копилкаРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [4]
Уроки [6]
Конспекты уроков, презентации к урокам, раздаточный и дополнительный материал.

Опрос
Как Вы считаете, что является эффективным инструментом проведения уроков?
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Уроки

Дигибридное скрещивание
[ · Скачать удаленно (2,5 МБ) ] 05.11.2015, 15:43

Цель урока: изучение теоретических основ дигибридного скрещивания (третьего закона Г. Менделя) и применение полученных знаний для решения генетических задач.

Задачи:

Образовательные задачи:

изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания

Воспитательная задача:

продолжить нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая влияние окружающей среды на наследственность.

Развивающая задача:

обсуждая проблемные вопросы, применяя сравнение и анализ, развивать у учащихся логическое мышление и интеллектуальные, творческие способности.

Оборудование:

  • фрагмент видеофильма по общей биологии (Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.) или CD. Мультимедийное учебное издание. Биология. 5-9 классы. 5 часть. Общие закономерности. (ДРОФА), (Приложение 5);
  • интерактив к уроку (задание для проверки домашнего задания, элементы для решения генетических задач) (Приложение 4);
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • карточки с заданиями (Приложение 2);
  • доска аудиторная с магнитной поверхностью;
  • задания на доске.

Основное понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.

Требования к уровню подготовки выпускников:

должен знать/понимать

сущность законов Г.Менделя;

сущность гибридологического метода;

биологическую терминологию и символы;

уметь

объяснять родство живых организмов;

объяснять причины сохранения и изменяемости признаков и свойств видов;

решать элементарные биологические задачи;

составлять элементарные схемы скрещивания;

сравнивать биологические объекты; делать выводы на основании сравнения;

изучать явления на моделях, схемах;

находить, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Формы и методы проведения: беседа, индивидуальные опрос, работа с карточками, самостоятельная работа, работа с текстом учебника, решение генетических задач, работа с терминами, с интерактивной доской, магнитной доской.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Оргмомент. Приветствие. Подготовка аудитории к работе.                           2 мин

Рефлексия.

Учитель

Определим ПОГОДУ в классе:

Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и готовность к работе на уроке.

Всё хорошо, готов (готова) решать задачи – солнышко.

Если что-то вызывает затруднения – солнышко, прикрытое тучкой.

Если многое непонятно, решать задачи не могу – тучка с молнией. (Приложение 1)

Ученики показывают карточки.

Учитель анализирует и делает вывод о готовности учащихся к работе.

2. Актуализация знаний. Эмоциональный настрой класса.                              3 мин

На столах стихотворение, послушайте его и найдите в тексте ошибки

1) Стихотворение (учитель):

(задание на карточках) (Приложение 2)

Продолжаем мы сегодня разговор вести

Про генетику – науку о наследственности.

Трудно было, очень трудно начинать,

Столько терминов пришлось запоминать:

Генотипы, фенотипы, локусы, ген, аллели,

Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.

Потихоньку все же стали понимать,

Рецессивный – значит, будет подавлять,

Доминантный – значит, будет отступать.

И задачки стали лучше вы решать.

Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),

Это первый Менделя закон.

Ну а если в F1 нет расщепления –

Это правило единообразия первого поколения.

Победителем в начале будет тот,

Кто ошибки в этом стихотворении найдет!

Кто запомнил больше терминов – считайте!

Что ж, удачи вам, дерзайте!

Учитель: сколько ошибок нашли? 

Ученики: 3: рецессивный – подавляемый; доминантный – подавляет; расщепление 1 к 3 – 2 закон Менделя.

 

3) Индивидуальная работа у доски.                                                                     10 мин

А1) Выложить на доске 1 закон Менделя. (используя таблички). (Приложение 3)

Рассказать формулировку закона.

А2) Выложить на доске 2 закон Менделя (используя таблички). (Приложение 3)

Рассказать формулировку закона.

Б) Знание символики.

Учитель: Выйти к доске и заполнить пропуски в таблице (то, что заполнено курсивом ученик дописывает на доске) (используется аудиторная магнитная доска) (Приложение 2):

Р

родители

G

гаметы

F1, F2

потомки

А

доминантный признак

а

рецессивный признак

АА, аа

гомозигота

Аа

гетерозигота

 

женский организм

 

мужской организм

Х

знак скрещивания

 

Учитель: Ученый, который ввел в генетику данную буквенную символику?

Ученик: Г.Мендель.

Учитель: Для чего мы используем условные обозначения?

Ученик: Для записи схем скрещивания …

В) Соотнесите понятия: (Приложение 4) на интерактивной доске

1. Ген

А. Совокупность всех генов организма.

2. Гомозиготный организм

Б. Организм, генотип которого содержит разные аллели одного гена.

3. Гетерозиготный организм

В. Организм, генотип которого содержит одинаковые аллели одного гена.

4. Фенотип

Г. Участок молекулы ДНК.

5. Доминантный ген

Д. Ген, полностью подавляющий проявление другого гена.

6. Рецессивный ген

Е. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

7. Генотип

8. Моногибридное скрещивание

Ж. Скрещивание по одной паре признаков.

9. Дигибридное скрещивание

З. Ген, подавляемый действием другого гена.

 

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Г

В

Б

Е

Д

З

А

Ж

-

Учитель: Какое понятие встретилось впервые?

Ученики: Дигибридное скрещивание.

II. Изучение нового материала.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.                                                  10 мин

Учитель: Так как тема генетика у нас ещё не завершилась, сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем преступить к работе послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений".

Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам изучить то новое понятие, которое Вы сегодня обнаружили. Что же мы будем с Вами изучать?

Ученики: Дигибридное скрещивание.

Учитель: Записываем тему урока: «Дигибридное скрещивание».

Какая же сегодня цель нашего урока???

Ученики: Цель нашего урока: изучить теоретические основы дигибридного скрещивания (третьего закона Г. Менделя), научиться применять полученные знания для решения генетических задач.

Учитель: И так, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения?

Ученики: Горох

Учитель: Объясните, почему?

Ученики: Растение легко культивировать (выращивать) и скрещивать, быстро получить потомство.

Учитель: Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

Посмотрим небольшой видео-фрагмент…                                                       3 мин

(Продолжительность видео 2 минуты до 4-го фрагмента) (Приложение 5)

Учитель:

Вопросы после просмотренного видео:

  1. Как происходит наследование признаков?
  2. В результате таких опытов Г. Менделя две пары признаков наследуются во F2 независимо друг от друга.
  3. Это явление называется независимым наследованием признаков.
  4. Какой закон сформулировал И Г. Мендель?
  5. Третий закон.

Учитель: Вспомните, открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак.

Ученики: Цвет горошин (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный).

Учитель: Для проверки проявления признаков при дигибридном скрещивании Мендель взял ещё пару признаков.

Ученики: Форма горошин (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный).

Учитель: Прежде чем записывать схему решения…

Физкультминутка.                                                                                               1 мин

                                                                                                                                  12 мин

Учитель: Немного размялись, теперь запишем схему для решения данной задачи по проявлению признаков в последующих поколениях при дигибридном скрещивании. (Учитель на белой (магнитной) доске, ученики в тетради)

Дано:

Решение:

А - ген, желтого цвета семени.

а – ген, зеленого цвета семени.

В – ген, гладкой поверхности семени,

b – ген, морщинистой поверхности семени

Р:  ♀ ААВВ  ×  ♂ ааbb

G:           АВ           ab

F1:              АаВb

                        желт, гладк

Найти: F1?

 

 

 

Учитель: При условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения.

  • ААВВ и ааbb
  • Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то…
  • Все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.

Учитель: Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

При самоопылении или скрещивании между собой гибридов первого поколения в их потомстве произойдет расщепление.

Дано:

Решение:

А - ген, желтого цвета семени.

а – ген, зеленого цвета семени.

В – ген, гладкой поверхности семени,

b – ген, морщинистой поверхности семени

Р:  ♀ ААВВ  ×  ♂ ааbb

G:                    АВ           ab

F1:                       АаВb

                       желт, гладк

Найти: F2?

 

 

Р (F1):  ♀ АаВb       ×       ♂ АаВb

G:   АВ, Ab, aB, ab       АВ, Ab, aB, ab

F2:

Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F2 удобно начертить решетку Пеннета. (Американский исследователь Реджинальд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, в последствии названною его именем.) Эта решетка – специализированная система записей результатов скрещивания, позволяет прогнозировать численное выражение вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании.

(один ученик заполняет на интерактивной доске, остальные на местах в карточках) (Приложение 2, 4)

Учитель: По фенотипу получатся четыре группы особей в различных численных отношениях:

Ученики:

Желтых гладких - 9.

Желтых морщинистых - 3.

Зеленых гладких - 3.

Зеленых морщинистых - 1.

Расщепление по фенотипу: 9:3:3:1.

Учитель: Сопоставим результаты дигибридного и моногибридного скрещиваний.

Если учитывать результаты расщеплений по каждой паре генов в отдельности, то легко увидеть, что соотношение, характерное для моногибридного скрещивания, сохраняется. При дигибридном расщеплении у гороха отношение числа желтых семян к зеленым равняется 12:4 (3:1). То же касается и отношения гладких семян к морщинистым.

Таким образом, дигибридное расщепление представляет собой, по существу, два независимо идущих моногибридных, которые как бы накладываются друг на друга. То есть выполняется правило расщепления.

Отсюда следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки за которые эти гены отвечают, наследуются не зависимо друг от друга. Этот факт получил название закона независимого наследования признаков. Закон справедлив в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаках располагаются в разных негомологичных хромосомах. 

Запомни!!!!

Одним из условий верного решения задачи является правильное определение всех возможных гамет, которые образуют родительские особи. Это возможно только при четком понимании Правила чистоты гамет. Так как генотип родителей содержит две пары аллельных генов, в гамете должно содержаться два гена: по одному из каждой пары признаков.

III. Закрепление материала.                                                                                           3 мин

Решение задачи на закрепление третьего закона Г.Менделя

(интерактивная задача) (Приложение 6)

Задача.

Черную мохнатую крольчиху скрестили с белым гладким кроликом. Каковы будут результаты этого скрещивания при полном доминировании? Какие ожидаются генотипы, фенотипы и в каком соотношении?

IV. Домашнее задание.

На карточках (Приложение 2)

Рефлексия.                                                                                                           1 мин

Определим ПОГОДУ в классе:

Оцените свой уровень знания, психологическое состояние и работу на уроке.

Всё хорошо, решать задачи мне легко – солнышко.

Если что-то вызывает затруднения – солнышко прикрытое тучкой.

Если многое непонятно, решать задачи мне трудно – тучка с молнией. (Приложение 1)

Категория: Уроки | Добавил: olga2609k2013 | Теги: 9 класс, урок для интерактивной доски, биология, 10 класс, дигибридное скрещивание
Просмотров: 3064 | Загрузок: 346 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск







Copyright MyCorp © 2020
Хостинг от uCoz