Сайт учителя
Пятница, 19.04.2024, 12:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
            
Главная Методическая копилкаРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [4]
Уроки [6]
Конспекты уроков, презентации к урокам, раздаточный и дополнительный материал.

Опрос
Как Вы считаете, что является эффективным инструментом проведения уроков?
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Уроки

Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.
[ · Скачать удаленно (12,6 МБ) ] 25.10.2015, 21:59

Задачи: образовательные: дать представление о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями;

воспитательные: обосновать гигиенические правила, способствующие тренировке дыхания;

развивающие: продолжить формирование знаний о своем организме.

 

Оборудование: презентация к уроку,

фрагмент видеофильма «Дыхание» (из интерактивной энциклопедии «Атлас тела человека»),

интерактивный рис. «Дыхательная система» (из интерактивного лабораторного практикума «Биология»; закладка «Анатомия и физиология тела человека»),

компьютер и проектор

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

Успокаивающее упражнение. Сядьте прямо: стопы ног прижаты к полу, бедро и голень образуют угол 90°; спина прямая, плечи расправлены. Руки положите на парту, вытянув вперед, локти не свисают; кисти рук расслаблены, ладони направлены вверх. Зафиксируйте это положение и расслабьтесь. Глаза закройте, язык во рту лежит расслаблено. Сделаем неглубокий вдох и выдох так, чтобы грудная клетка оставалась на месте. И так вдох, выдох и еще два раза.

Теперь мы готовы приступить к уроку.

 

II.Проверка домашнего задания.

 

Работаем устно:

Интерактивный рис. «Дыхательная система».

Вопросы учащимся:

1.На какие две крупные части делится дыхательная система человека?

2.Назовите органы нашего дыхания.

3.Из чего состоят легкие?

4.Какие особенности в строении дыхательной системы есть у человека?

5.Благодаря чему происходит образование голоса, звуков, которые мы произносим?

6.Расскажите о строении гортани.

7.Как происходят вдох и выдох? Слайд 1

 

III. Изучение нового материала.

Вот теперь мы знаем строение дыхательной системы, как происходит вдох и выдох и какие газы поступают в наш организм и выходят из него.

Вопросы учащимся: А зачем нам нужен кислород, который поступает в легкие при вдохе?  Куда расходуется кислород из легких?

Слайд 2 (Формулировка темы, запись ее в тетрадь).

Слайд 3. Сегодня мы изучим легочное дыхание и узнаем, как происходит обмен газов между кровью и тканями.

Слайд 4. Мы с вами знаем, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен. (Т.ж. см. таблицу на стр.86 учебника А.С.Батуева). Давайте сравним.

Вот три основных газа, которые поступают при дыхании и удаляются из организма во время выдоха.

Вопрос: Содержание каких газов меняется?

И действительно в большем количестве мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

Вопрос: А где «встречаются» газы на вдохе и на выдохе?

Конечно в легких. В них происходит обмен газами, или другими словами газообмен.

Вопрос: А откуда в легких берется углекислый газ, и куда «уходит» кислород?

Слайд 5 Посмотрим видеофильм

Вопросы: Газообмен в легких

С каким кругом кровообращения связано дыхание?

Какие процессы происходят при перемещении крови по малому (легочному) кругу кровообращения? Слайд 6 (Что происходит с артериальной и венозной кровью?)

Слайд 7 Покажем где движется кислород, а где углекислый газ?

 

Вопросы: Газообмен в тканях

Теперь нам нужно вспомнить другой круг кровообращения; как он называется? Слайд 8

Какие процессы происходят при перемещении крови в большом (соматическом) круге кровообращения? (Что происходит с артериальной и венозной кровью?)

Прежде чем приступить к сложному разбору этих процессов разомнемся. (Наклоны головы в стороны, и повороты шеи вправо и влево. Круговые движения плечами вперед и назад. Повороты туловища вправо и влево. Разминка кистей. Поза «королевы». В этом положении можно приступать к дальнейшему занятию.)

Слайд 9

Объяснить эти два процесса поможет нам физика.

Переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется закону физики, и зависит от парциального давления.

Если парциальное давление газа в окружающей среде выше, чем его давление в жидкости, то газ будет растворяться в жидкости, пока не установится равновесие.

Учитель рисует на доске и объясняет.

т.к. парциальное давление (P) в атмосфере = 760 мм.рт.ст, а О2 во вдыхаемом воздухе 20,94% (см.таблицу  Слайд 4 или на стр.86 учебника А.С.Батуева), то P О2 в атмосфере = 159 мм.рт.ст (расчет пропорцией).

Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе составляет 110  мм.рт.ст., а в венозной крови - 44 мм.рт.ст., таким образом кислород из альвеол устремится в кровь и вытеснит СО2. А так как в тканях кислорода 20-40 мм.рт.ст., то он из артериальной крови переходит в клетки тканей.

 

P О2 в атмосфере

P О2 в альвеолах

P О2 в крови

P О2 в клетках

159 мм.рт.ст

110 мм.рт.ст

44 мм.рт.ст

20-40 мм.рт.ст

 

Обратный процесс происходит с переходом углекислого газа из тканей - в венозную кровь - в альвеолы и в окружающую среду.

Таким образом, осуществляется газообмен. Слайд 10 Делая вдох и выдох, мы обеспечиваем клетки нашего организма кислородом, а освобождаем от ненужного организму углекислого газа.

Да мы говорим о том, что мы не можем не дышать. «Пока я дышу - я живу» - Овидий. А для чего нам нужен кислород?

Знаете ли вы... в организме питательные вещества окисляются - «сгорают» без пламени, но при этом постоянно выделяется тепло! Для сгорания питательных веществ, как и для любого горения, необходим кислород.

Мы говорим о дыхании уже на протяжении 3 уроков. А что такое дыхание? Давайте сформулируем понятие дыхания.

Слайд 11 Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Слайд 12 Дыхание, когда мы делаем вдох и выдох - это внешнее дыхание. Когда дышат наши клеточки - внутреннее дыхание. (Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь).

А сейчас послушаем два мини проекта,  подготовленных учащимися «Как окружающая среда влияет на дыхание».

Слайд 13 На Эльбрусе.

Ныряем!

За всю жизнь человек вдыхает 380 тыс. м3 воздуха. Для того чтобы подниматься на высоты, или плавать под водой, нужно тренировать свое дыхание. Этому способствуют любые физические тренировки. Даже утренняя гимнастика способствует вентиляции легких и подготавливает наш организм к работе (умственной или физической).

Д/з. п. 26, 27. В тетради составить комплекс упражнений, которые помогут наибольшей вентиляции легких с утра.

А я сейчас вам покажу одно из упражнений. Оно называется «Волна». Нужно попеременно поднимать грудную клетку при этом вдавливать живот, затем надувать живот и опускать грудную клетку.

IV. Закрепление изученного материала.

Вопросы учащимся:

1. Какие два газообмена мы узнали?

2. Какие процессы происходят при газообмене в легких?

3. Какие процессы происходят при газообмене в тканях?

4. Почему происходит газообмен в легких и тканях?

Категория: Уроки | Добавил: olga2609k2013 | Теги: 8 класс, дыхательные движения, газообмен в лёгких и тканях, дыхание, биология
Просмотров: 1452 | Загрузок: 209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск







Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz